Головна » 2013 » Січень » 23 » Пам'яті Євгенія Русаброва
10:37
Пам'яті Євгенія Русаброва
Герой нашего времени


17 января ушел из жизни Евгений Русабров — один из виднейших театроведов Украины, еще в недавнем прошлом — заведующий кафедрой мастерства актера и режиссуры театра анимации Национального университета искусств им. И. Котляревского

Ему было всего 57. И горько при мысли, что, «земную жизнь пройдя до половины…», Евгений Русабров ушел так противоестественно рано, на пике своей профессиональной формы ученого (ее признавали именитые коллеги даже за пределами Украины) и педагога (которого буквально обожали ученики — театроведы, актеры, режиссеры, разлетевшиеся по городам и весям, но продолжавшие поддерживать с ним связь, что было особенно важно в последние, чрезвычайно трудные для Учителя месяцы).
Трудно представить, что так несправедливо рано оборвалась жизнь единственного и чрезвычайно продуктивного теоретика театра анимации (и как его составляющей театра кукол) в Украине. В эти дни мне особенно тревожно за заложенное им как театроведом и заведующим кафедрой направление развития этого древнейшего вида театра.

Помимо этого, без его всесторонне компетентного, интеллигентного, фирменно остроумно сформулированного, всегда корректного по форме и идеально аналитического по сути мнения «осиротели» команды жюри таких ведущих всеукраинских и международных фестивалей Украины, как «Добрый театр» и «Сичеславна». Утрата ошеломила и зарубежных коллег. Ведь энциклопедическая образованность, врожденный артистизм и редкостное теоретическое мышление Е. Русаброва традиционно делали его незаменимым участником Лаборатории режиссеров и художников театров кукол, ежегодно проводимой в Москве. Как многолетний глава секции театральной критики СТДУ в Харьковской области Е. Русабров был неповторимым ведущим и справедливым арбитром в публичных обсуждениях премьер театральных сезонов.

Он оказался одним из тех немногих в редкой профессии «театроведение» бойцов, который даже под прессом самых невыгодных жизненных ситуаций всегда сохранял объективное принципиальное мнение, не склонялся перед авторитетами, не боялся доказательно высказывать свое самое нелице-приятное мнение публично. За достижения в области театроведения Е. Русабров стал первым лауреатом муниципальной премии им. Г. Квитки-Основьяненко. В своей позиции критика-бойца он был истинным наследником Л. Лившица и В. Морского, сыгравших в Харькове решающую роль в развитии профессии и не сломленных даже репрессиями середины прошлого столетия. Неслучайно, десятки курсов своих студентов провел Е. Русабров через чтения Молодых ученых памяти Л. Лившица в педуниверситете. Это были его, Е. Русаброва, «уроки высокой себестоимости профессии»! К слову, именно «героем нашего времени» назвал Е. Русабров Л. Лившица в посвященной ему статье. Четко выдвинув при этом критерий, по которому этот герой определяется, — способность рисковать, стремление быть в точке максимальной опасности.

Жизненный путь Е. Русаброва сложился из многих пазлов, которые обеспечили ему уникальные знания и со временем дали право возглавить новое направление в современном театре кукол. Проучившись в техническом вузе и отслужив в армии на севастопольском флоте, в театроведение он пришел уже сформировавшейся личностью. В Харьковской «театралке» Е. Русаброву повезло застать в педагогическом строю Р. Черкашина, у которого молодой человек перенял этическую доктрину и импульс борьбы с рутиной истинного «березильца». После окончания вуза молодой специалист сознательно устремился в самую интересную, кипящую (вопреки температурным показателям) театральную точку «застойных времен» — богатую экспериментами в области духовной проблематики и формотворчества «Уральскую зону» — мекку всех инакомыслящих кукольников первой профессиональной генерации. Прослужив завлитом Нижне-Тагильского театра кукол пять лет, Е. Русабров приобрел авторитет и дружбу многих ключевых персон этого процесса: В. Шраймана, Е. Гимельфарба, С. Столярова, А. Янкелевича… Именно художественные приоритеты Е. Русаброва поры театральной юности определили дальнейшие пристрастия заведующего кафедрой театрального вуза.

Вернувшись в стены альма‑матер педагогом, Е. Русабров на протяжении двух с лишним десятилетий был единственным мастером по театральной критике, на высочайшем уровне читал сложнейшие, требовавшие энциклопедической эрудиции курсы «Теории драмы» и «Вступления в театроведение».

С перестройкой, когда были открыт «занавес» политического театра распавшейся страны, Е. Русабров совершенно осознанно вернулся в родной город — поднимать его театральную культуру. Как мало кто в ту пору он не воспользовался дарованной свободой индивидуальных перемещений, чтобы уехать на Запад или на Восток. Как самый настоящий герой! Не пожалел он об этом даже тогда, когда в родном вузе месяцами не платили зарплат, отключали отопление. Педагогу широкого гуманитарного профиля, будто в военное время, приходилось даже нести вахту дежурства на факультете… Позиционируя себя агностиком по убеждениям, Е. Русабров по факту был романтиком и максималистом в своей профессии.

Пережив как раз в ту пору еще и семейную трагедию, как чрезвычайно мужественный человек он нашел в себе силы начать жизнь сначала. Тогда-то Е. Русабров и разработал, и внедрил уникальный курс комплексной дисциплины по истории и теории театра анимации — венец своей профессиональной деятельности! Выступая с отдельными положениями своей теории в прессе, на телевидении, на страницах и за кафедрой научных конференций, в 2002 году Е. Русабров естественным образом сменил на посту заведующего кафедрой театра кукол уехавшего в Киев режиссера Л. Попова. При Е. Русаброве состоялись триумфальные показы спектаклей и мастер-классов реформированной кафедры на фестивалях от Польши и Львова до Санкт-Петербурга. Собирая и лелея в педагогическом составе на кафедре лучших специалистов города, он привлек к сотрудничеству Е. Гимельфарба, С. Пасечника, О. Дмитриеву. Последнюю он буквально воспитал для вуза и знаменитого харьковского театра кукол, главным режиссером которого О. Дмитриева по праву является сегодня.

Потому-то трагически невосполнимой является утрата, понесенная в лице Е. Русаброва культурой Харькова, Украины и ближнего зарубежья.

P. S. Всем, кто сталкивался с Евгением Русабровым в разных жизненных ситуациях, хорошо известно, какой высокоорганизованной, даже стоической личностью он был. Несмотря на поставленный ему страшный диагноз, он около трех лет боролся за жизнь, почти с нечеловеческим самообладанием, даже излишне, пожалуй, избегая обременять других своей бедой. Долго скрывал болезнь, продолжая интенсивную педагогическую, критическую, научную работу. Недаром случалось слышать от него ученикам: «Делай, что должен, и будь, что будет».

Последние полтора года активную борьбу за его спасение вели в тель-авивской клинике Ихилов. Увы, тщетно. По желанию матери, отца и сестры Е. Русаброва, 20 января его прах был предан земле в городе, который стал его последним земным пристанищем. Что ж, перефразируя слова одного из любимых авторов Евгения Русаброва, если он не заслужил счастья, то уж, конечно, заслужил покой.


izvestia.kharkov.ua
Переглядів: 680 | Додав: corg | Теги: Євгеній Русабров
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]