Головна » Файли » Теорія |
25.08.2009, 09:14 | |
Александр Греф Особенности критической оценки в театре кукол. Письмо другу. Дорогой NN! …и теперь попробую уяснить себе правила, что-ли… некоторые закономерности, так сказать, эстетического процесса… критерии, так сказать… Нота "ля" составляет 440 герц. Это абсолют, "закон природы". Но фокус в том, что ни один инструмент не настраивается по показаниям физических приборов. Ухо настройщика эстетически более точно, ибо индивидуальный голос инструмента характеризуют именно отклонения от четырехсот сорока с нулями… Тут я делаю вираж, из которого очень трудно выбраться… Отклонение от абсолюта и доставляет эстетическое наслаждение. Эстетические "параметры" произведения искусства оцениваются сравнением их с идеальной моделью. [1]Но какова допустимая мера отклонения? (да, и чем измеряем?) Если бы мне позволено было уточнить высказанное суждение, то я бы добавил, что эстетическое наслаждение связано с "идеалоцентричным", а не с "идеалобежным" отклонением. То есть нам важны не только наличие и величина смещения, но и вектор, устремленность к идеальному… Но все это покрыто мраком, попытки рассеять который, лишь сгущают тьму. [2] "Вторая максима" будет касаться до свойств куклы и ее отношений с человеком. [4] Ежели мои суждения покажутся вам неубедительными, вспомните театр Бунроку. Театр дезиллюзионный, а "иллюзия" самостоятельной жизни кукол абсолютная. Как они этого добиваются? Вы скажете точностью кукловождения… Ну да, конечно… Но фокус тут в точке зрения, если хотите, в философии: в театре бунроку субъект - кукла. Кукла - субъект театра кукол, человек - объект воздействия куклы. Оба человека - и кукловод и зритель. Рейн Агур выражает это качество кукол чуть иначе, понятнее, он говорит: высший класс - когда человек от куклы чуть отстранен, и не пытается играть вместо нее. Обе максимы имеют отношение к театру как системе, то есть описывают его "синтетические" свойства. Но для более глубокого изучения явления необходимо его разъять. Аналитические элементы, из которых складывается театр кукол, а таких элементов я произвольно определил четыре, назову "полумаксимы", поскольку "четвертьмаксимы" звучит просто несерьезно. Вот они: "слово", "изображение", "пластика", "кунстштюк". Вы мне скажете, ну ты даешь! что ж тут такого нового сказал? А я отвечу: конечно, дорогой NN, вам все известно, вы человек опытный, вы и удочкой наловите, а мне, чтобы изловить суждение, нужно сплести сеть. Итак, все, что имеет отношение к драматургии и вербальному тексту спектакля, отнесу к первой полумаксиме. Вроде ясно и так, но позволю одно, единственное замечание. Мне кажется, и Камерный фестиваль подтверждение тому, что в отечественном театре кукол слишком много говорят, нарушая древнее правило: говори лишь то, чего нельзя изобразить. Понимаю: это довлеет эстетике русского литературоцентричного театра - но уж чересчур много слов!… А если учесть, что никому сегодня в театре кукол не ясно, каким должен быть голос кукол, то… Боюсь даже прикасаться к этой теме, так она болезненна: соотнесение зрительного масштаба и звукового масштаба куклы и живого актера, так органично решенные традиционным театром кукол, сегодняшним "художественным" театром кукол… какое бы слово тут подобрать… При том, что современный театр кукол - живого актера выводит на сцену все чаще. Изображение в театре кукол… В рукотворном театре кукол, в котором кукла и тема повествования, и средство повествования, и главное его лицо… что тут говорить? Кукла должна быть очень красивой! Ладно, не нравиться "красивой" - обязана быть интересной! Чтобы глаз не оторвать! Вы выводите куклу, и чтобы - "ах!" В общем-то, люди пришли смотреть на кукол. Вам странно, что я так распинаюсь об этом? Пластика: движение, ритм, музыка - все отнес в кучу. Понятно, кто-то другой иначе делит, но мне легче так. Неподвижная кукла для зрителя мертва. Я практически не помню примера, обратного этому утверждению. Если не мертва, то становится частью изображения, как в театре теней. Но это отдельная история. И каковой должна быть, пластика куклы: схематичной, условной, или подробной, устремленной к точной копии "живого движения" - также вопрос специальный. Не буду на этом пункте задерживаться. Замечу лишь, что для себя самого я вывел правило: условная кукла требует условного текста. (Для постановщика правило работает в обратном порядке.) Странно и неуклюже выглядит кукла с ограниченными возможностями движения, произносящая длинные монологи. В вертепе проблема решена идеально, там куклы условные предельно, просто чурбачки в тряпочках, произносят лишь "монологичные" тексты, даже при, так сказать, "диалогах". Персонажи Петрушки не говорят, а перебрасываются словами… Можно ввести термин "вербальная пластика"? Подразумевая не пластику литературного текста, а именно соответствие пластики движения куклы произносимому ею слову. "Вербопластика" - по-моему выглядит вполне солидно? Все три полумаксимы, конечно-же, имеют отношение не только к театру кукол, но к театру вообще. И лишь преломляются театром кукол особым образом. Но четвертая - " кунстштюк" - мое открытие, если хотите, мой вклад в науку! Я долго думал, почему мне часто так скучны кукольные представления? И понял - нет вкуса к трюкам. У каждой куклы должен быть свой трюк. Для вас слишком? Хорошо: в каждой сцене должен быть kunststuck, пусть крошечный. Смею утверждать. Иначе зачем нужны куклы? Они обязаны быть неожиданными. Обратите внимание, сколько кунстштюков в вертепе - в каждой сцене! Зажигание и тушение свечей, взятие младенца у Рахили, отверзение ада, усекновение головы Ироду и так далее… Итак, я утверждаю, что kunststuck - специфическое свойство эстетики театра кукол. И качеством трюков должно оценивать качество спектакля наравне с пластикой словом и изображением, а не в дополнении к ним. Все сеть сплетена, с теорией покончено. Теперь об фестивале… ваш ag Примечания: | |
Переглядів: 884 | Завантажень: 0 | |
Всього коментарів: 0 | |