Головна » Файли » Сценічна мова |
[ Викачати з сервера (282.3 Kb) ] | 14.12.2009, 15:58 |
ОТ АВТОРА Сценический голос — это превосходно разработанный природный голос человека. Совершенный, он звучит легко и сильно, красиво и выразительно. Гибкий, подвижный, послушный воле актера, точно, ярко передает он тончайшие чувства и мысли, раскрывая сложный внутренний мир человека. Выносливый, закаленный ежедневным тренингом, сце¬нический голос работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний. Вот почему сделать голос сценическим хотят не только профессиональные актеры, но и многочисленная армия участников художественной самодеятельности и те, чья профессия непосредственно связана со словом: учителя и лекторы, пропагандисты и агитаторы, дикторы и комментаторы... Однако работа над голосом — дело тонкое, трудоемкое, требующее определенных знаний. Поэтому книга «Как сделать голос сценическим.» предназначается для руководителей студий народных театров, драматических коллективов, коллективов художественного слова, для тех, кто знаком с вопросами сценической речи и мастерства актера, кто сможет помочь артистам-любителям сберечь, укрепить, развить и обогатить их голоса путем умелого применения на практи¬ке упражнений голосоречевого тренинга. Книга состоит из введения и двух частей: «Теоретические основы постановки голоса», «Практическая работа над голосом». Первая часть посвящена рассмотрению проблем, вопро¬сов теории голосообразования и теоретических предпосылок основных принципов и приемов тренинга. В ней изложе¬ны новые данные теории голосообразования; раскрывается основной принцип работы над голосом; анализируются существующие приемы голосового тренинга; направляется внимание на новые приемы тренировки, основанные на при¬менении принципа опосредованного воздействия на работу голосового аппарата с помощью действия. Вторая часть представляет собою своего рода «задачник» упражнений для развития голоса. В десяти ее разделах предлагаются практические приемы работы над голосом, направленные на развитие всех сторон и качеств сценически звучащего голоса. К каждому разделу рекомендуются контрольные вопросы Для самопроверки знаний, закрепления их путем выпол¬нения практических заданий. В конце книги дается список рекомендуемой литературы. При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный труд — труд с предельным вниманием к точности выполнения заданий, к получаемому результату. Однажды начав работу над голосом, ее не прекращают всю жизнь, если хотят владеть им в совершенстве, добиться того, чтобы «...голос, речь и интонация оставались и на сцене в полной зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным, точным и рабским выразителем». И здесь многое зависит от педагога, от его искусства увлечь обучающихся. Ведь высокая степень увлеченности — основное условие творческого, глубокого овладения мате¬риалом. В этой связи полезно привести слова известного педагога К. Д. Ушинского: «Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой... Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы»2. Отсюда настоятельный совет: не приступать к работе над голосом с учащимися, пока сами не поймете, не познаете, не проверите на себе приемы голосового тренинга, изложенные в книге. Рекомендуется обязательно изучить первую часть книги и только после этого приступать к изучению практических приемов тренинга, изложенных во второй ее части. Автор выражает глубокую благодарность всем учреждениям и лицам, теоретически и практически поддержавшим разработанные в книге приемы голосового тренинга: доктору искусствоведения, профессору Г. В. Кристи, доктору психолого-педагогических наук Н. И. Жинкину, доктору искусствоведения Л. Б. Дмитриеву, доктору медицинских наук, члену-корреспонденту Академии медицинских наук М. М. Кольцовой, доктору филологических наук А. А. Леонтьеву, доктору филологических наук Е. А. Ножину, кандидату философских наук, заслуженному деятелю искусств РСФСР, профессору М. А. Горбунову; народным артистам СССР, профессорам: В. В. Меркурьеву, М. И. Цареву; на¬родному артисту РСФСР, профессору Л. Ф. Макарьеву; доценту, заслуженному артисту Любену Саеву (Болгария), экстраординарному профессору Высшей музыкальной школы в Скопле (Югославия) Илию Милчину; заведующей кафедрой сценической речи Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина и. о. профессора О. М. Головиной, доценту Высшего театрального училища имени Б. Щукина Т. И. Запорожец, заведующей кафедрой сценической речи Грузинского театрального института имени Ш. Руставели кандидату искусствоведения, доценту В. К. Николайшвили; заведующему кафедрой культурно-просветительной работы ЛГИК имени Н. К. Крупской, доценту А. Г. Соломонику. Автор благодарит также преподавателей театральных институтов Москвы и Ленинграда, Киева и Минска, театральных училищ страны, преподавателей институтов культуры и культурно-просветительных училищ, которые на практике проверили эффективность методики работы над голосом, рекомендованной нами; своими советами, пожеланиями способствовали дальнейшему совершенствованию приемов тренинга. | |
Переглядів: 2363 | Завантажень: 386 | |
Всього коментарів: 0 | |