ПРОТИВ СТЕРЕОТИПОВ. КРЭГ Но для Крэга, независимо от того, явился описываемый период шутливым интермеццо или попыткой теоретических исследований, тема куклы была уже исчерпана. Позже появился журнальчик "Марионетка" и даже возникнет эссе "Куклы и поэты", опубликованное в 1921 году. К теме куклы он вернётся также в каком-то издании старых материалов, но все указывает на то, что Крэг потерял надежду на завоевание чего-либо с помощью сверхмарионетки и куклы. Видимо, следует уточнить данную ранее формулировку о "капитуляции художника". Возможно, то была не капитуляция, а возвращение в лоно семьи блудного сына, вкусившего прелесть творческой жизни за пределами театральной ортодоксальности.
Не забудем, однако, что мечта получить один из театров Лондона, склонила Крэга уступить в одном из пунктов его постулатов. И заметим, это был пункт наиболее шокирующий театральную общественность. Если учитывать интерес современного театра к "неживому актёру", то уступка эта была очень невелика. Если бы он мог подождать ещё полвека... Впрочем, нет сомнения, Крэг, как и все мы, знал, что некоторые пластические жанры могут обойтись без актёра, но ни одно театральное зрелище не способно обойтись без участия человека. Со своей Сверхмарионеткой, жившей в его мечтах, Крэг простился в 1924 году. Мы помним о ней как о неком художественном вызове. И вызов этот имел свои позитивные результаты: с одной стороны, возросли возможности театра пластического, с другой, им воспользовались постановщики, вовлекшие актёров в стилизованную манеру игры.
Но память о Крэге не может ограничиваться только одним этим мотивом - сверхмарионеткой. Он был артистом, полагавшим искусство важным фактором реализации духовных устремлений человека; противился зависимости театра от требований так называемого рынка; верил, что сокрытый смысл жизни можно передать при помощи символа, метафоры и пробуждения ассоциаций; верил в необходимость нового театра, обращённого, с одной стороны, к древнему ритуалу, с другой, использующего разные средства выразительности, в том числе "неживого актёра" - куклу, предмет, вещь. Кроме того, он был человеком, умеющим твёрдо отстаивать свои взгляды, не желавшим уступать высокомерному невежеству и конформизму. Безусловно, он вдохновил многих артистов-художников своего времени, что говорит о том, как много мир ждёт от незаурядных одиночек, и как велика в них потребность.
Библиография:
Denis Bablet, Edward Gordon Craig, Kiepenheuer und Witsch, K?ln - Berlin, 1965
Tatiana Baczelis, Szekspir i Kreg, Izdatielstwo Nauka, Moskwa 1983
Peter Brook, The Influence of Gordon Craig in Theory and Practice. "Drama", London 1955,, no.37
The Correspondence of Edward Craig and Count Harry Kessler. Ed. By L. M. Newman. London 1995.
Edward Craig, Gordon Craig. Historia ?ycia. Przek?ad. Maria Skibniewska. PIW, Warszawa 1976
Edward Gordon Craig, Lalki i poeci (fragmenty). "Teatr Lalek" 1970, nr 1
Edward Gordon Craig, O sztuce teatru. Przek?ad: Maria Skibniewska.
Wydawnictwo Artystyczne i Filmowe, Warszawa 1964
Edward Gordon Craig, Index to the story of my days. Some memoirs of... 1872 - 1907. Hulton Press, London 1957
Edward Gordon Craig, Il mio teatro. L'Arte del Teatro. Per un nuovo teatro - Scena. Introduzione e cura di Ferruccio Marotti. Feltrinelli Editore Milano, 1971
Edward Gordon Craig, The Theatre - Advancing. Little, Brown and Company, Boston, 1919
Edward Gordon Craig, Kolekcja r?kopis?w dramat?w dla g?upc?w. Mi?dzynarodowy Instytut Teatru Lalek, Charleville Mezieres, Francja.
E.G. Craig, A propos d'une "ancienne ?cole" des acteurs. W: E.G.Craig, Le th??tre en marche. Trad. Maurice Beerblock. Gallimard, Paris, 1964
Irenй Eynat, Gordon Craig, the Ьber-marionette, and the Dresden Theatre. Theatre Research International, summer 1980 .
Christopher Innes, Edward Gordon Craig. A Vision of Theatre, Harwood Academic Publishers, 1998.
Lindsay Mary Newman (Ed.) Edward Gordon Craig - Black Figures. Pres. With Introduction and Documentation. Wellingborough 1989
The Marionnette Drama. Some Notes for an introduction to "The Drama for Fools" by Tom Fool. "The Marionnette", no 1, Florence, 1918
Anna G. Obrazcowa,. Sintez Iskusstw i anglijskaja scena na rubie?e XIX-XX wiekow. Izdatelstwo "Nauka", Moskwa 1984.
Hanna Ribi, Edward Gordon Craig - Figur und Abstraktion. Craigs Theatervisionen und das Schweizerische Marionettentheater. Die Edward Gordon Craig - Sammlung in Museum fьr Gestaltung Zьrich, Edtions Theaterkultur Verlag (bez miejsca) 2000.
Arnold Rood, Gordon Craig and Movement. The text of the abbual lecture in memory of Edward Gorodn Craig. Venice, September 12, 1970. Nadbitka z Theatre Research, vol.XI, Nos. 2/3, 1971
Screens. The Thousand Scenes in one Scene. The Mask, vol. VII, no. 2. 1915
Konstanty Stanis?awski, Moje ?ycie w sztuce, t?um. Zofia Petersowa. Pa?stwowy Instytut Wydawniczy, Warszawa, 1954
Sebastiano Serlio, Il secondo libro di perspettiva. La scena comica, Cornelio de Nicolini, Venetia 1560
Marina Maymona Siniscalchi, E.G.Craig: Il dramma per marionette. "English Miscellany, 26-27.