Головна » Файли » Сценічна мова |
04.02.2010, 20:07 | |
Смысл текста Процесс скорочтения включает в себя несколько этапов: восприятие текста - понимание его смысла - запоминание прочитанного и последующее применение полученных знаний в жизни. Сегодня мы рассмотрим вторую составляющую быстрого чтения - понимание текста. Понимание текста. Любой текст, который вы читаете, разбит на абзацы. И это не просто так. В каждом абзаце содержится одна главная мысль, ради которой автор и написал этот абзац. Тексты избыточны, 75% - вода, которая обрамляет главную мысль. В принципе, можно было бы писать тексты только главными мыслями, но так их не удобно читать. Главная мысль в чистом виде – афоризм. Чтобы лучше понять, что такое главная мысль, давайте разберем вместе один абзац. Прочтите приведенный текст и сформулируйте его главную мысль. Текст: Главная мысль будет ответом на вопрос: "Что хотел сказать автор этим текстом?" или "Что я нового узнал из текста после его прочтения? " Обязательно подумайте над главной мыслью этого текста - так вам будем намного интереснее читать дальше. Нашли главную мысль - запишите ее где-нибудь или запомните. Чуть позже мы к ней вернемся. Я на этот текст на курсах скорочтения получал десяток! разных главных мыслей. Из одних только ответов, которые давали, можно было написать отдельный рассказ по размерам больший, чем исходный текст. Как работать с текстами Перед поиском главной мысли в абзаце нужно научиться выделять ключевые слова - это слова, которые несут смысл и их нельзя никак исключить из текста. Чтобы освоить навык выделения ключевых слов на начальном этапе обучения скорочтению их следует в текстах подчеркивать. Читаете, например, газету и подчеркиваете карандашом ключевые слова. Что такое ключевые слова объяснить довольно трудно. Проще скажу: не подчеркивайте те слова без которых итак понятно о чем говорится. Вот, что получилось у меня при (у вас может выйти и по другому) для нашего текста: “Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза . Она точно соответствует расстоянию между колёсами древнеримских колесниц , с которыми римляне совершали завоевательные походы по территории современных Англии и Франции. Народы Европы делали свои колесницы по римским образцам . Этот же стандарт был учтён и при строительстве железных дорог” . Читая только подчеркнутые слова, получаем: Мы подчеркнули 20 слов – это 42% от исходного текста ( всего 48 слов). Уже на этом этапе мы отсеяли 58% текста. Подчеркивать нужно по ходу чтения, возможно, потом (когда вы прочитаете текст полностью) подчеркнутое окажется и не таким важным. Но лучше на первых этапах подчеркивать побольше. Со временем вам уже не потребуется подчеркивать слова – мозг сам автоматически будет выделять ключевые слова в тексте. Рассмотрим подчеркивание первого предложения: “Ширина европейской железнодорожной колеи была принята задолго до изобретения паровоза”. Почему я так подчеркнул: речь идет о ширине (не высоте или длине), европейской (на американской) , железнодорожной колеи (не автомобильных дорог), принята (без него не понятно), до паровоза (не после или вовремя). А теперь проанализируйте это предложение и вы увидите один нюанс, на который сразу не обратили внимание. Нюанс: как могла быть принята ширина железнодорожной колеи, если еще не изобрели паровоз?!! Этим предложением автор просто хочет нас заинтересовать, по принципу: знаете ли вы, что? Предложение ошибочно, так как ширина железнодорожной колеи не могла быть "принята" до изобретения паровоза. Как видите в одном небольшом тексте столько интересных вещей получается, если задуматься. Итак, у меня получилась главная мысль текста: ширина железнодорожной колеи в Европе равна расстоянию между колесами древнеримской колесницы (12 слов – 25% от исходного текста). 75% избыточности - что и требовалось доказать. Можно еще короче: расстояние между рельсами равно расстоянию между колесами колесницы. (8 слов – 17% от текста) Представить можно: колесница на рельсах (образ главной мысли). Вспомнив этот образ, вы развернете в памяти всю информацию из текста. Попробуйте! Чтобы еще лучше понять смысл этого текста, прочитайте реальную историю-анекдот о космических кораблях, железных дорогах и колесницах. История в самом конце рассылки. Поиск главной мысли похож на разгадывание загадок. Но только у загадок можно посмотреть ответы. А в тексте их вам никто не даст. Один из способов научиться понимать, что такое главные мысли – попробовать самому написать что-нибудь. Например, студенты при подготовке реферата могут не просто копировать его полностью с интернета, а что-нибудь туда вписать от себя. Так вы сразу поймете, что такое абзацы и для чего они нужны. Итого: Каждый абзац – 1 мысль. И эта мысль автора и ее нужно найти. Порядок действий: подчеркиваем ключевые слова – находим главную мысль – создаем ее образ. | |
Переглядів: 1364 | Завантажень: 0 | |
Всього коментарів: 0 | |