Головна » 2012 » Вересень » 1 » Август жизни и смерти Александра Вампилова
21:53
Август жизни и смерти Александра Вампилова
Август жизни и смерти Александра Вампилова

Сергей ПАЛЬЧИКОВСКИЙ


Как представить 75-летним молодого человека, нелепо утонувшего в возрасте 34 лет (почти 35, без двух дней). Как понять, что сегодня он — классик? Ему поставили памятники, открыли музей его имени, культурный центр. Его пьесы ставятся бесконечно в театрах, в кино, на телевидении. Сказать бы Вампилову об этом тогда — он бы ни за что не поверил.

Он долго стучал во все двери

Легко ли пробиться в Москве пареньку из далекого Кутулика Иркутской области, да еще из многодетной небогатой учительской семьи, да еще если отец-бурят был расстрелян в 1937 году как враг народа? Саше Вампилову, филологу, газетчику, потом писателю, это удалось (хотя ему так, может, и не казалось). Как-то попал он в разряд молодых дарований, и его регулярно посылали из Иркутска в эту самую вожделенную Москву. Дома он уже считался полноценным писателем, выходили сборники его произведений, но для Москвы это пустой звук. Москва слезам не верит и достижениям из глубинки тоже, называет их провинциальными и местечковыми. Вот и сидел Саша Вампилов на литературных курсах, попивал в общежитии водочку, ходил по театрам — пристраивал свои пьесы.

Как-то Вампилов смешно поймал в Москве на центральном телеграфе маститого драматурга Алексея Арбузова и, вынув из-за пазухи свою пьесу «Прощание в июне», умолил мэтра ее прочитать. Мэтр, хорошо знавший себе цену, нехотя согласился, но потом, прочитав, позвал Сашу домой и долго с ним разговаривал. Умнейший Арбузов, умевший не замечать в молодых драматургах соперников, почувствовал в Вампилове нового Арбузова, а скорее, нового Володина — и вместе с тем совсем другого.

Действительно, талант дается от Бога. Как и та простая светлая интонация, которую как-то сразу ухватил Саша Вампилов. И в его многочисленных рассказах, которые проще пьес, жива эта замечательная интонация. Иногда одно только название завораживает — «Солнце в аистовом гнезде», например. При этом он умел быть в своих произведениях и глубоким, и пронзительным, и жестким, если надо. Совершенно чеховский писатель, совершенно чеховский драматург, не лишенный вместе с тем и интонаций Достоевского. Хотя при его жизни некоторые артисты ворчали: «Да в его пьесах нечего играть», потом все волшебно переменилось — и его объявили классиком.

Вампилов не дожил до театрального бума вокруг своего имени. Для возникновения этого бума нужно было, чтобы драматург утонул. А пока он жил, ему пришлось изрядно попотеть, проталкивая в столице свои пьесы. И ведь не только пресловутая цензура мешала (в конце концов, Вампилов не был диссидентом), но и столичные режиссеры-снобы смотрели на провинциала свысока, не торопясь раскрывать ему свои объятия, а то и нос воротили. Обвинять их в заговоре смешно. Они просто не спешили оказывать милость провинциалу — думали, успеют. Они-то успели, да вот для автора уже было поздно.

И все-таки слава пришла. Появились «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске» в Московском театре им. М. Ермоловой, «Провинциальные анекдоты» в «Современнике», «Прощание в июне» в театре им. К. Станиславского. В Ленинграде самый престижный театр страны — Большой драматический — отозвался «Провинциальными анекдотами» и «Чулимском» (причем «Чулимск» ставил «сам» — Георгий Товстоногов!). Тут же появился крепко сделанный Виталием Мельниковым телефильм «Старший сын» с удивительнейшим Евгением Леоновым, рядом с которым уверенно работали Николай Караченцов, Михаил Боярский и Светлана Крючкова.

«Утиная охота» — пьеса загадочная, роковая

Наконец, преодолела цензурные препоны даже запретная «Утиная охота». Один из самых болевых героев отечественной литературы, придуманный Вампиловым, — Виктор Зилов — шагнул на сцены и экраны в обличье Олега Ефремова, Владимира Андреева, Олега Даля. Самый острый спектакль, говорят, получился в Риге, в Театре русской драмы у Аркадия Каца. Вампилова здесь поняли глубоко и одновременно остро, почувствовав необходимую меру условности. Видимо, на спектакле лежала какая-то особая печать да и на пьесе тоже.

По сюжету главному герою Зилову приносят похоронный венок — в шутку, понимаете ли («Пошутили, мерзавцы!» — таки говорит Зилов). Это в пьесе. А в жизни — ранняя смерть самого Вампилова плюс роковая гибель двух главных исполнителей рижской «Утиной охоты». Игравший Зилова Виктор Сигов вполне по-булгаковски попал под трамвай, возвращаясь после 196-й «Утиной охоты», а Александр Боярский (родной брат Михаила Боярского), игравший официанта, утонул во время гастролей в Болгарии. Утонул, как и сам Александр Вампилов… Да и Олег Даль, сыгравший Зилова в телефильме «Отпуск в сентябре», рано и нелепо ушел из жизни.

Гибель Вампилова до сих пор не отпускает. В те далекие августовские дни (кстати, Вампилов погиб, как и родился, в августе) Вампилов стал беспокойным, даже каким-то взбудораженным. Он ведь был сложным человеком, далеко не ангелом. Вернулся от зазнобы из Иркутска (о той зазнобе знали все друзья да и жена Ольга знала).

Вдвоем с другом, писателем Глебом Пакуловым, Вампилов катался на лодке на Байкале. Лодка перевернулась, друг уцепился за нее и стал звать на помощь — его спасли, а Вампилов молча плыл к берегу, доплыл — и не выдержало сердце. Пакулову показалось, что Вампилов остался жив, он и в больнице все время твердил, что Саня выплыл. И потом об этой трагедии молчал не годы — десятилетия (умер Пакулов в прошлом году). Молчал и Валентин Распутин, который тоже был непосредственным свидетелем тех событий. Кошмарная история. И что-то в ней таки осталось тайной.

От Москвы до Голливуда

Сегодня пьесы Вампилова продолжают ставить. Хотя, казалось бы, наступили совсем не вампиловские времена. Какие муки совести? Какой поиск нравственной чистоты? Кто будет сегодня ежедневно чинить сломанную калитку, подобно вампиловской Валентине из «Чулимска»? Сегодняшние Валентины не станут переживать из-за потери невинности с нелюбимым человеком. И врем мы почище героя «Утиной охоты», а сегодняшние Зиловы не прицеливаются, они бьют легко и уверенно,
бьют влет и хохочут при этом, не боясь, что убивают не только близких, но и самих себя. До Вампилова ли теперь?

Александр Вампилов превратился в фетиш, в фишку. Его имя используют, на его судьбе паразитируют, показывая в музее кружку, из которой он пил, и шапочку, в которой утонул.

Вдова писателя Ольга Вампилова неслучайно очень редко ездит в Иркутск — там вокруг Сашиного имени продолжается свистопляска. Как-то в Москве к Ольге Вампиловой пришли какие-то ребята, представились студентами, попросили отдать право на экранизацию «Старшего сына» за пару тысяч долларов. Вдова пожалела студентов — отдала. Какое же удивление охватило ее, когда она узнала, что облапошившие ее ребята были из Голливуда, где и сварганили что-то по мотивам Вампилова.

Вдова не хочет судиться. Хотя до сих пор обижена и на этих обманщиков, и на сценариста Виктора Мережко, который буквально украл, не моргнув глазом, мотивы «Утиной охоты» и написал сценарий «Полетов во сне и наяву», где и Макаров был копией Зилова (только не Даль играл, а Янковский), и ситуации были один к одному.

У В.Андреева, бывшего главного режиссера Московского театра им. М. Ермоловой, одного из первооткрывателей Вампилова на столичной сцене, в рабочем кабинете все эти годы находилась фотография Вампилова. Режиссер рассказывал, что он частенько советовался с Сашей (с его фото) по важнейшим вопросам. Нет оснований не верить Андрееву. В конце концов, Вампилов был особенным драматургом — глубоким и очень личным, каждый мог найти в его пьесах свои мотивы. Вроде о нас что-то важное сказано — и как верно, как талантливо.


1k.com.ua
Переглядів: 711 | Додав: corg | Теги: Олександр Вампілов
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]