Головна » 2012 Травень 3 » Росія. Реформи чи "реформи"?
06:59 Росія. Реформи чи "реформи"? | |
Зачем театрам крепостное право? По сообщению пресс-службы комитета по культуре, поступившему на прошлой неделе, комиссия, анализировавшая деятельность государственных театров городского подчинения, приняла ряд важных для театрального Петербурга решений. В частности, предполагается создание городского художественного совета. Он будет заниматься как обсуждением принципиальных вопросов развития театрального дела в Петербурге, так и разработкой рекомендаций по формированию государственного задания и репертуарной политики городских театров. Худсовет будет участвовать и в конкурсных процедурах при назначении художественных руководителей. Право выдвигать кандидатуры на должности худруков кроме комитета по культуре и самого худсовета будут также иметь коллективы театров и театральные деятели в порядке самовыдвижения. Исполнительный директор, занимающийся исключительно финансово-хозяйственной деятельностью театра, будет назначаться комитетом по предложению художественного руководителя либо на свое усмотрение. Худруки и директора петербургских театров, подведомственных комитету по культуре, будут переведены на срочные контракты. Первый контракт заключается сроком на один год, последующие – на три года. Планируется, что новый сезон петербургские театры, подведомственные комитету по культуре, встретят в обновленном составе. Как только были опубликованы пункты театральной реформы, руководители городских театров и представители Союза театральных деятелей стали высказывать небеспочвенные опасения по поводу целесообразности ряда нововведений. В последующие дни ситуация накалялась еще больше. В частности, коллектив Театра им. Ленсовета направил письмо лично вице-губернатору Василию Кичеджи, где сказано: «Мы обеспокоены ситуацией, которая сложилась вокруг главного режиссера Театра имени Ленсовета Бутусова Юрия Николаевича. Председателем Комитета по культуре Д. Д. Месхиевым ему было предложено подписать контракт как художественному руководителю театра с условием запрета на любую творческую деятельность на стороне. Естественно, для одного из ведущих театральных режиссеров России и Европы это совершенно невозможно. Режиссеру, только что получившему национальную театральную премию «Золотая маска» за лучшую режиссерскую работу прошедшего сезона в стране (а в номинантах были практические все ведущие российские режиссеры разных поколений), предлагать такие условия по крайней мере неэтично». А вчера стало известно, что члены Гильдии театральных режиссеров России обратились с коллективным открытым письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. Подписи под документом поставили председатель совета гильдии художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, члены совета гильдии Сергей Женовач, Миндаугас Карбаускис, Евгений Марчелли, Андрей Могучий и другие. Вот что говорится в письме: «Российское сообщество театральных режиссеров выражает Вам свою крайнюю обеспокоенность политикой Комитета по культуре возглавляемого Вами Правительства Санкт-Петербурга и, в частности, вызывающими крайнее недоумение действиями председателя комитета Д. Д. Месхиева, связанными с нарушением прав творческих работников. Как нам стало известно, наш коллега, известный российский режиссер, лауреат Высшей российской театральной премии Юрий Николаевич Бутусов, ныне являющийся главным режиссером Театра им. Ленсовета, был вызван господином Месхиевым в Комитет, где ему было сделано предложение возглавить художественное руководство театром на неприемлемых для творческого человека условиях. В контракт, который было предложено подписать Ю. Н. Бутусову, должен был быть включен пункт, запрещающий ему вести какую-либо творческую работу вне стен театра. Помимо того, что подобное ограничение несовместимо с принципами свободы творчества (у нас, слава Богу, крепостное право было отменено еще в девятнадцатом веке!), оно обнаруживает неприемлемые в сфере руководства культурой волюнтаристские методы Д. Д. Месхиева. Ультиматум, выдвинутый Ю. Н. Бутусову, говорит либо о полнейшем игнорировании творческой этики, либо о намеренном стремлении избавиться от присутствия в Петербурге талантливого режиссера, чья активность на всероссийской и европейской сценах лишь приумножает славу «культурной столицы». Вызывает тревогу, что данный инцидент является первым в цепи мероприятий, намеченных Комитетом в части «реформы» системы руководства петербургскими театрами. От наших коллег в Санкт-Петербурге и из средств массовой информации нам стало известно, что возглавляемый Д. Д. Месхиевым Комитет, решив произвести реформу системы управления театрами, намерен совершить ряд действий по переводу на срочные контракты руководителей театров, что само по себе противоречит трудовому законодательству. Справедливо настаивая на главенстве художественного руководства в театральных коллективах, Д. Д. Месхиев, вместе с тем, компрометирует саму эту идею, без разбора желая применить ее ко всем театрам, в то время, как каждый театральный коллектив требует сугубо индивидуального подхода, учета его художественной специфики, конкретной ситуации и персоналий руководителей. Ретивое администрирование здесь категорически невозможно! А между тем все свидетельствует о том, что нынешняя «культурная политика» в городе строится именно на этом принципе. Хотим обратить Ваше внимание, что подходы, применяемые Комитетом по культуре в Санкт-Петербурге, могут дать далеко не благоприятный пример для других российских регионов и для российской провинции в целом. Что говорить, если в «культурной столице» действуют подобным образом, как могут распоясаться «на местах»! До сих пор Петербург был во многом образцом высокой культуры в руководстве творческой сферой, и было бы непростительно подвергать сомнению подобную репутацию. Мы надеемся, что Ваше вмешательство поможет оградить деятелей петербургской культуры от опасности волюнтаристских решений чиновников и создать в Санкт-Петербурге благоприятный творческий климат для деятельности театральных лидеров». Экспресс-коментарий Семен СТРУГАЧЕВ, актер театра и кино, народный артист России: – Вся эта ситуация с назначениями сверху напоминает советские времена. При коммунистах тоже выдвигали людей, которые более угодны чиновникам, а не творческому коллективу. Не думаю, что люди, никакого отношения, допустим, к Театру им. Ленсовета не имеющие, могут решить, кто должен руководить коллективом. Это вечное желание высших чинов встать в царскую позу – как я скажу, так и будет. Вместо того чтобы гарантировать артистам достойную зарплату, которая позволит им не думать о хлебе насущном и не вписываться во все подряд телесериалы, у нас начинают создавать худсоветы, демонстрировать свою значимость. Я повторюсь, это совершенно неуместная царская поза. Предложить известному режиссеру Юрию Бутусову контракт, не позволяющий ему работать «на стороне», смешно и нелепо. А как он будет на жизнь зарабатывать? Ему ведь никто не гарантирует зарплаты, достойной его таланта. Надо прежде всего думать о талантливых людях, как им реализоваться. Сможете дать им такую возможность? Тогда и диктуйте свои правила. Но, к сожалению, все реформы направлены только на то, чтобы показать свою значимость. Все хотят быть благодетелями, а все равно получаются радости нищих. Ну появятся в театрах поводы для лишней нервотрепки, вряд ли от этого работа будет более плодотворной. Поменяются только вывески на дверях кабинетов. Надо помогать коллективам создавать хорошие спектакли, которые нравятся зрителям, а не делить сферы влияния. Татьяна КАЗАКОВА, художественный руководитель Театра Комедии имени Н. П. Акимова, заслуженный деятель искусств России: – Художественные советы в Петербурге были всегда. Я сама некоторое время входила в состав одного из таких советов. Мы обсуждали творческие проблемы. Говорили и о кандидатурах на должности главных режиссеров. Но этот орган всегда был совещательным. Последнее решающее слово ему никогда не принадлежало. Для того чтобы сейчас поднять статус такого художественного совета, необходимо для начала изменить трудовое законодательство России. Иначе все решения будут просто-напросто беззаконием. Мы в Петербурге такое уже проходили, когда несколько лет назад театральные труппы поголовно переводились на контрактную систему. Насколько я знаю, тогда люди обращались в суды и им удавалось отстоять свои права. Проблема театра сегодня отнюдь не в том, что, по чьему-то мнению, режиссурой занимаются не те люди и не так, как нужно. Проблема в том, что режиссеров нет вообще. Трудно найти постановщика для выпуска даже одного спектакля. Вот о чем стоило бы подумать худсовету! Сергей МИГИЦКО, актер театра и кино, народный артист России: – Разговоры о театральной реформе ведутся не первый год, на съездах Союза театральных деятелей, на различных конференциях... И хоть бы кто-нибудь предложил ее внятную формулировку. Почему-то считается, что та модель, по которой работают западные театры, может быть безболезненно реализована и в наших условиях. Сколько раз мы убеждались, что это не так! В нашей стране художники не терпят, когда ими пытаются управлять «сверху». Выбор художественного руководителя – слишком тонкий и деликатный вопрос, чтобы доверить его решение людям со стороны. Каждый театр – самобытный организм, требующий индивидуального подхода. Неправильно, чтобы один худсовет распоряжался судьбами всех городских театров. Петербургские театры во многом определяют творческий облик нашей страны, мы гордимся, что в нашем городе есть коллективы, про которые можно сказать «театр-дом», это особое явление. Разве может какой бы то ни было худсовет вмешиваться в жизнь театра-дома? Никто лучше самих артистов не знает, кто должен возглавлять труппу. Мы живем в интеллигентном городе, а наши чиновники зачем-то пытаются рубить с плеча – делайте, как велят. Нехорошо это. Я уверен, что петербургским театрам надо предоставить свободу в выборе руководителей. Поверьте, нам можно доверять. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ | |
Переглядів: 550 | |
Всього коментарів: 0 | |