Головна » 2009 » Жовтень » 5 » ЗАКАРПАТЦЫ В МОСКВЕ
10:40
ЗАКАРПАТЦЫ В МОСКВЕ
ЗАКАРПАТЦЫ В МОСКВЕ

25/09/09 11:08 Закарпатські новини. Культура

Закарпатский венгр Виднянский помог Закарпатью получить статус «самого западного центра театрального искусства Украины».

Театральный центр им. Вс. Мейерхольда и лично художественный руководитель ЦИМа Валерий Фокин учредили Ежегодные мейерхольдовские встречи. Встречи представляют всемирно известных режиссеров, находящихся на пике творческой жизни и добившихся выдающихся успехов в области экспериментального, поискового театра. Первая встреча прошла в декабре 2006 года, когда в Москву приехал спектакль Кшиштофа Варликовского «Крум» по пьесе Ханоха Левина. Вторая встреча – в сентябре 2007 года, когда режиссер Маттиас Лангхофф привез в Москву «Квартет» по пьесе Хайнера Мюллера. Третьи встречи были посвящены Кристиану Люпе – в ЦИМе показали в 2008 году его спектакль «Заратустра» (Театр Стары, Краков).

В сентябре 2009 года Ежегодные мейерхольдовские встречи посвящены Аттиле Виднянскому, самобытному украино-венгерскому режиссеру. Виднянский создал 15 лет назад (гастроли в Москве будут достойным подношением маленькому юбилею театра) театр в Берегово, крошечном городке Западной Украины, в Закарпатье. Венгерский театр имени Дьюли Ийеш в Берегово родился из цельного венгерского курса Киевского театрального института. Аттила Виднянский смог воспитать, сохранить и провести через непростое время фантастическую труппу, первоклассный ансамбль, играющий на венгерском языке. Театр почти не финансируется украинским правительством, вынужден смиряться с обстоятельствами проживания и работы на задворках цивилизации. Тем не менее, работа театра, живущего в основном гастролями, по достоинству оценена мировым театральным сообществом. Последние пять лет Аттила Виднянский возглавляет также и Театр им. Михая Чоконаи в венгерском городе Дебрецене и является одним из самых крупных венгерских режиссеров драматического и оперного жанра.

Берегово – небольшой город на Украине, в Закарпатской области, в 6 километрах от украино-венгерской границы. Это центр украинских венгров, в Берегово сегодня живут 30 тысяч венгров. В 1989 году было принято решение о наборе специального венгерского курса в Киевском институте театра и кино им. Карпенко-Карого «в целях улучшения театральной ситуации в месте компактного проживания венгерского меньшинства». Студенты (16 артистов), набранные в городе Берегово, согласно договоренности между Украинской ССР и Венгрией, три семестра обучались также и в Будапеште, где в 1993 году выпустили дипломный спектакль. Режиссером спектакля был Аттила Виднянский (студент режиссерского факультета Киевского театрального института). Первой пьесой, сыгранной труппой, стал «Бал в степи» венгерского поэта и драматурга Дьюлы Ийеш (1902-1983). Береговский венгерский национальный театр им. Дьюла Ийеш был официально открыт 2 августа 1993 года, но дебютным спектаклем уже профессионального театра стал «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира, сыгранный 5 марта 1994 года. Бессменным лидером береговского театра является Аттила Виднянский. В 2000 году его признают режиссером года на Украине. В 2009 году театр празднует 15-летие своей деятельности. Работы театра: «Сон в летнюю ночь» (спецприз жюри, Херсонесские игры, Севастополь) ,«В ожидании Годо» Беккета (гран-при, Киевский международный фестиваль, премия фестиваля «Золотой лев» во Львове), «Убийство в соборе» Т.С. Элиота (лучшая режиссура, фестиваль «Контакт», Торунь, Польша), «Декамерон» Бокаччо, «Полуночный посетитель», «Счастливый принц» Оскара Уайльда и многие другие. Труппа береговского театра гастролировала в пятнадцати странах Европы, получив за свою деятельность более сорока призов. В 1999 году театр гастролирует в Москве с большой порцией спектаклей, также театр Виднянского участвовал в 2001 году в программе театра «Школа драматического искусства» на Международной театральной олимпиаде.

Аттила Виднянский родился в Берегово 8 марта 1964 года. Окончил университет в Ужгороде, затем два года изучал историю и мировую литературу в Мужиево. В 1992 году окончил режиссерский факультет Киевского института театра и кино им. Карпенко-Карого. На его студенческие постановки уже тогда собирается вся прогрессивная молодежь театрального Киева. В 2004 году становится артистическим директором Венгерской оперы в Будапеште. В 2006 году возглавляет Дебреценский театр им. Михая Чоконаи (Венгрия) в январе 2006 года, в котором работает по сей день, совмещая с руководством береговским театром. Автор 45 спектаклей, поставленных в 17 театрах (в том числе, Киевский русский театр им. Леси Украинки, Национальный театр в Будапеште, театры Словакии и Югославии).

«Вряд ли крошечный городок Берегово на Закарпатье, компактно заселенный украинскими венграми, даже в самых смелых геополитических снах видел себя в качестве перевалочного пункта, из которого начнется процесс экспансии украинского театра на Запад. Театр, в отличие от контрабандных сигарет и дешевой водки, никогда не рассматривался там в качестве предмета экспорта. Но венгерский Национальный театр им. Дьюлы Ийеша стал ярким примером того, что провинция – понятие не географическое, а психологическое, и полностью зависит от масштаба мышления. Руководителю театра Аттиле Виднянскому всегда был свойственен поистине гуннский размах. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять: границ для него не существует. В начале 90-х этот впечатляющих габаритов рыжий человек приехал в Берегово вместе с целым курсом выпускников венгерского курса Киевского театрального института и начал свой самостоятельный дрейф в сторону Европы. На сегодняшний день Виднянский – один из самых известных восточноевропейских режиссеров. Впрочем, этому космополитическому образу жизни предшествовало почти десять лет почти монашеского театрального послушания. Береговский театр работал в помещении с дырявой крышей, актеры жили коммуной не только из творческих соображений, а потому что им просто некуда было пойти. Долгое время главными зрителями, помимо европейской театральной публики, оставались закарпатские крестьяне. Береговцы играли «Соколиный ужин» Боккаччо под открытым небом и «Смерть в соборе» Элиота в разрушенных церквях. Аттила Виднянский считает этот опыт бесценным.» (журнал «Венгрия»)

«В “Трех сестрах” Виднянского действие перемонтировано: сперва идет напряженный третий акт, затем по порядку: первый, второй и четвертый. Выдвинув третий акт в начало спектакля, Виднянский сгущает краски: пьеса Чехова начинается с радостных, воздушных, вечно прекрасных именин Ирины и только постепенно движется к катастрофе. Модернистский художник так поступить уже не может: мир лучиться счастьем не должен никогда. Поэтому ситуация катастрофического третьего акта — это для Виднянского изначальная диспозиция “Трех сестер”. Пожар третьего акта, вызванный им потоп, отчаяние, запой Чебутыкина, призрак суицида, ночное брожение и тоска — вот изначальная точка для, в сущности, совсем не депрессивного спектакля.

Персонажи пьесы постоянно пребывают на сценической площадке - этот эффект многолюдности, многонаселенности пьесы, явленный на сцене, принципиален — дорого вот это ощущение трагедии на миру, трагедии на глазах у всех, трагедии, которая вывела горожан нá люди ради коллективного сопереживания.

Тосковать по Москве будут исключительно коллективно, на людях. Детский паровозик привозит на веревочке целый состав стаканчиков с подстаканниками. Милая детская шутка и одновременно детское же мечтание о дороге, о долгом путешествии с его особой железнодорожной эстетикой и сладким чувством ожидания встречи с родным городом. Сахар в стаканы кидают как камушки в воду — на удачу, а затем зажигают свечи и начинают на стенку задника наклеивать с помощью воска сахарные кубики. Вскоре мы понимаем, что получается узнаваемый абрис кремлевской стены со звездой посредине. Когда стена построена, герои выстраиваются в многолюдную шеренгу, достают лупы и, подгоняя их друг к другу, устраивают оптический прицел, приближая к себе столь чаемую ими Москву. Этот магический кристалл, в который смотрятся Прозоровы, есть трогательный символ провинциальности как бесконечной надежды, мира, живущего в ожидании чего-то, живущего на чемоданах, мира вечного духовного дефицита. Насладившись видом Москвы, герои “Трех сестер” начинают сладострастно пожирать эту сахарную, такую белую и прекрасную Москву. Очевидно, что к Аттиле Виднянскому идея “сахарного Кремля” пришла много раньше, чем к Владимиру Сорокину.

В финальной сцене Аттила Виднянский заставляет нас понять и ощутить “кожей” жутчайший эффект и смысл дуэли. Режиссер, словно бы реализуя на сцене пословицу “На миру и смерть красна”, выставляет нелепый поединок двух офицеров напоказ – похоже, впервые в истории театра дуэль из внесценической оказывается инсценирована.» (Павел Руднев, газета «Империя драмы»)

Спектакль играется на венгерском языке с русскими титрами.

http://clipnews.info/newstopic.htm?id=7963

Переглядів: 1094 | Додав: corg | Теги: Театральні новини, Атіллі Віднянський, Беркговський угорський театр, закарпатці в москві
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]